17 Авг. 2016

Наталия Гайдук: «Это такое вселенское занятие, которым может заниматься абсолютно каждый»

В преддверии мастер-класса по керамике с Наталией Гайдук мы решили пообщаться с мастером «Клуба Мастеров» о её ремесле, взглядах на керамику и гончарной жизни в Беларуси. Наталия керамист, гончар, мама двоих детей.

 

― Расскажи, как ты пришла в керамику?

 

Я живу керамикой последние лет 10. Началось всё с рождения дочери. Позвонила я как-то своей подружке просто поболтать, а она мне говорит: «Знаешь, не могу сейчас говорить, я мешу глину». Я спрашиваю: «Это как? Я тоже хочу что-нибудь помесить, мне нужно чем-то заняться». Она и пригласила меня в студенческую мастерскую при педагогическом университете. Там я познакомилась с глиной, мне разрешили там заниматься. А потом мне предложили поступить куда-нибудь, связанным с этим ремеслом. Я выбрала специальность «изобразительное искусство и черчение, народные художественные ремёсла и промыслы» в педагогическом университете. Керамика это мой хлеб. Это то, что меня кормит, греет, радует и приносит счастье.

Керамические тарелки арбузики

― И за 10 лет керамика всё ещё приносит удовольствие?

 

Знаешь, да. И я всё больше понимаю, что  это такая безграничная вещь, которой можно учиться всю жизнь. И даже если топчешь одну тропинку в этом направлении, то она очень широка и бесконечна. Последний год я также преподаю людям с особенностями, занимаюсь арт-терапией. Езжу в 2 интерната, работаю с детьми.  В частности, в прошлом году преподавала в школе и в планах в этом году преподавать в частном детском саду.

Керамические заготовки

― Что сложнее учиться керамике или учить?

 

Мне нравится общаться и рассказывать про керамику. Я провожу индивидуальные занятия, в основном на гончарном круге. У меня с этим проблем нет.  Хотя я знаю классных и крутых керамистов и гончаров, которым сложно обучать. Я поняла, что когда я занимаюсь с детьми или с особенными людьми, они учат меня. После такого общения ко мне приходят совершенно другие идеи, ты начинаешь видеть многое с другой стороны. Я работаю с Пуховическим и Свирским интернатом. Там находятся взрослые люди, которые попали туда после детских домов. Им нужна опека и больше их никуда не устроишь. Большая проблема там – это обычное общение с людьми. У нас их закрывают от общества. Я очень переживаю за них.  Больше всего им не хватает внимания. В Европе, например, ситуация обратная. Я была в Польше и видела, какое там отношение. В центрах людей готовят к обычной жизни, учат готовить, например. Т.е. там этих людей поддерживают и помогают адаптироваться. И все те трепыхания, что делаем мы, чтобы что-то изменить у нас, очень малы.

 

― А в Беларуси много керамистов?

 

На самом деле много. Есть и маститые, бородатые и крутые мастера старого поколения. Но при всей технологичности их работ, мне кажется, они не верят, что это кому-нибудь нужно. А ведь действительно очень нужно! Я как-то попала на пленер «Арт-Жыжаль» ― это мероприятие международного масштаба, куда приезжают керамисты с разных стран. Происходит это под Бобруйском. И каждый год проходит это шикарное мероприятие, на котором собирается вагон крутейших керамистов, но про это мало кто знает.

Керамическая тарелка

― Кто чаще всего является вашим заказчиком? Какие из изделий пользуются особой популярностью?

 

Чаще всего это люди, которые хотят подарить кому-нибудь подарок ручной работы. В последнее время в основном заказывают посуду: кружки, горшочки, вазочки, клубочницы. А бывают корпоративные заказы, например, последний такой заказ был от одной из агроусадеб.

― Есть ли среди мастеров-керамистов такое понятие как конкуренция?

 

А это знаешь  очень личное дело каждого. Я не считаю, что составляю кому-то конкуренцию и кто-то мне конкурент. Моя первая печка стояла в «Дукорском маёнтке», где помимо меня работало ещё несколько гончаров.  В принципе, горшки и кувшины у всех одинаковые, но у нас почему-то не было такой мысли, что мы друг с другом конкурируем. Хотя  есть, конечно, люди, которые думают иначе. В самом начале своего керамического пути я сталкивалась с тем, что было сложно найти какую-либо информацию, даже о том, где купить инструменты и материалы. И все сведения приходилось собирать по крупицам. Я с этим сталкивалась и прошла через это.  Возможно, при более лояльном отношении других людей, я быстрее бы развивалась. Поэтому, я наоборот очень радуюсь, когда ко мне приходит человек и берёт все эти знания, начинает идти своим путём. И я рада, что помогла кому-то идти дальше и развиваться. В этом плане проект «Клуб мастеров» очень значим, как для опытных так и начинающих керамистов. Я считаю, что керамика ― это такое международное вселенское занятие, которым может заниматься абсолютно каждый.

Клубочница

― А ты себе можешь представить, что тебе когда-нибудь всё это надоест, и ты решишь заняться чем-нибудь другим?

 

Ну, уж нет. Знаешь, иногда бывают моменты, когда кажется, что наступают творческие застои и ничего не хочется. Но вот съездишь к ребятам в интернат, и приезжаешь уже в совсем другом состоянии. Или достаточно в лесу погулять, отдохнуть.  Бывают смены деятельности, которые перезаряжают тебя.  Когда я вывозила из своей квартиры мастерскую, то не могла понять чем же я буду дома заниматься. А потом вспоминаю, что у меня и акварель не писана, то не рисовано, это не сделано. И понимаю, что всё хорошо, есть другие параллельные дела.

 

Анна Павловская

Как коронавирус повлиял на Клуб Мастеров.

Как коронавирус повлиял на Клуб Мастеров.

27 Авг. 2020

Последние полгода показали, что можно учиться, работать, посещать классные мероприятия не выходя из дома. Лето немного расслабило эту позицию, но мир уже не будет прежним и мы тоже.   Керамика по-прежнему остаётся ...

Отзывы

Что бы оставить отзыв нужно авторизоваться