В преддверии мастер-класса по керамике с Наталией Гайдук мы решили пообщаться с мастером «Клуба Мастеров» о её ремесле, взглядах на керамику и гончарной жизни в Беларуси. Наталия керамист, гончар, мама двоих детей.
― Расскажи, как ты пришла в керамику?
Я живу керамикой последние лет 10. Началось всё с рождения дочери. Позвонила я как-то своей подружке просто поболтать, а она мне говорит: «Знаешь, не могу сейчас говорить, я мешу глину». Я спрашиваю: «Это как? Я тоже хочу что-нибудь помесить, мне нужно чем-то заняться». Она и пригласила меня в студенческую мастерскую при педагогическом университете. Там я познакомилась с глиной, мне разрешили там заниматься. А потом мне предложили поступить куда-нибудь, связанным с этим ремеслом. Я выбрала специальность «изобразительное искусство и черчение, народные художественные ремёсла и промыслы» в педагогическом университете. Керамика это мой хлеб. Это то, что меня кормит, греет, радует и приносит счастье.
― И за 10 лет керамика всё ещё приносит удовольствие?
Знаешь, да. И я всё больше понимаю, что это такая безграничная вещь, которой можно учиться всю жизнь. И даже если топчешь одну тропинку в этом направлении, то она очень широка и бесконечна. Последний год я также преподаю людям с особенностями, занимаюсь арт-терапией. Езжу в 2 интерната, работаю с детьми. В частности, в прошлом году преподавала в школе и в планах в этом году преподавать в частном детском саду.
― Что сложнее учиться керамике или учить?
Мне нравится общаться и рассказывать про керамику. Я провожу индивидуальные занятия, в основном на гончарном круге. У меня с этим проблем нет. Хотя я знаю классных и крутых керамистов и гончаров, которым сложно обучать. Я поняла, что когда я занимаюсь с детьми или с особенными людьми, они учат меня. После такого общения ко мне приходят совершенно другие идеи, ты начинаешь видеть многое с другой стороны. Я работаю с Пуховическим и Свирским интернатом. Там находятся взрослые люди, которые попали туда после детских домов. Им нужна опека и больше их никуда не устроишь. Большая проблема там – это обычное общение с людьми. У нас их закрывают от общества. Я очень переживаю за них. Больше всего им не хватает внимания. В Европе, например, ситуация обратная. Я была в Польше и видела, какое там отношение. В центрах людей готовят к обычной жизни, учат готовить, например. Т.е. там этих людей поддерживают и помогают адаптироваться. И все те трепыхания, что делаем мы, чтобы что-то изменить у нас, очень малы.
― А в Беларуси много керамистов?
На самом деле много. Есть и маститые, бородатые и крутые мастера старого поколения. Но при всей технологичности их работ, мне кажется, они не верят, что это кому-нибудь нужно. А ведь действительно очень нужно! Я как-то попала на пленер «Арт-Жыжаль» ― это мероприятие международного масштаба, куда приезжают керамисты с разных стран. Происходит это под Бобруйском. И каждый год проходит это шикарное мероприятие, на котором собирается вагон крутейших керамистов, но про это мало кто знает.
― Кто чаще всего является вашим заказчиком? Какие из изделий пользуются особой популярностью?
Чаще всего это люди, которые хотят подарить кому-нибудь подарок ручной работы. В последнее время в основном заказывают посуду: кружки, горшочки, вазочки, клубочницы. А бывают корпоративные заказы, например, последний такой заказ был от одной из агроусадеб.
― Есть ли среди мастеров-керамистов такое понятие как конкуренция?
А это знаешь очень личное дело каждого. Я не считаю, что составляю кому-то конкуренцию и кто-то мне конкурент. Моя первая печка стояла в «Дукорском маёнтке», где помимо меня работало ещё несколько гончаров. В принципе, горшки и кувшины у всех одинаковые, но у нас почему-то не было такой мысли, что мы друг с другом конкурируем. Хотя есть, конечно, люди, которые думают иначе. В самом начале своего керамического пути я сталкивалась с тем, что было сложно найти какую-либо информацию, даже о том, где купить инструменты и материалы. И все сведения приходилось собирать по крупицам. Я с этим сталкивалась и прошла через это. Возможно, при более лояльном отношении других людей, я быстрее бы развивалась. Поэтому, я наоборот очень радуюсь, когда ко мне приходит человек и берёт все эти знания, начинает идти своим путём. И я рада, что помогла кому-то идти дальше и развиваться. В этом плане проект «Клуб мастеров» очень значим, как для опытных так и начинающих керамистов. Я считаю, что керамика ― это такое международное вселенское занятие, которым может заниматься абсолютно каждый.
― А ты себе можешь представить, что тебе когда-нибудь всё это надоест, и ты решишь заняться чем-нибудь другим?
Ну, уж нет. Знаешь, иногда бывают моменты, когда кажется, что наступают творческие застои и ничего не хочется. Но вот съездишь к ребятам в интернат, и приезжаешь уже в совсем другом состоянии. Или достаточно в лесу погулять, отдохнуть. Бывают смены деятельности, которые перезаряжают тебя. Когда я вывозила из своей квартиры мастерскую, то не могла понять чем же я буду дома заниматься. А потом вспоминаю, что у меня и акварель не писана, то не рисовано, это не сделано. И понимаю, что всё хорошо, есть другие параллельные дела.
Анна Павловская
Что бы оставить отзыв нужно авторизоваться
Войти