1 Фев. 2019

Кинцуги.  Философия восстановления керамики

В удивительной Японии есть традиция восстанавливать керамические изделия кинцуги (kintsugi ). Разбившееся изделие мастер кинцуги собирает по крупицам и восстанавливается с помощью золотого лака. Это кропотливое и очень японское искусство.

Техники кинцуги - это даже не искусство, а скорее японская философия. С помощью кинцуги мастер не просто восстанавливает керамического изделия. Покрытие лаком изменяет эстетику расколотого предмета, трансформирует, включает изъяны в художественную концепцию. Суть кинцуги не скрыть повреждения, а напротив, использовать их как центральный элемент преображения.
Поврежденный предмет после ремонта выглядит и воспринимается совершенно иначе. После реставрации изделие ценится значительно дороже чем оно стоило в первозданном виде. Такова особенность японского эстетического восприятия. Дефекты, связанные со старением, и недостатки в целом не рассматриваются как изъяны, напротив, они подчеркивают уникальность и ценность предмета.

 

Японская Техника кинцуги восстановления керамики

 

Такое отношение к предметам повседневной жизни происходит из основ японской эстетики. Совокупность представлений о канонах красоты в японском искусстве: набор древних идеалов, которые включают в себя понятия ваби (преходящую и суровую красоту), саби (красоту естественной патины и увядания) и югэн (глубокую таинственность и утонченность).

Рассказывают легенду о том, как появилось техника кинцуги. В 15 веке жил такой сёгун по имени Асикага Ёсимаса. Однажды Асикага разбил свою любимую китайскую чашку. Чтобы починить её, он отправил обломки в Китай. Получив чашку обратно, сёгун заметил, что ремонт сделан с помощью золотых скреп. Сегуну не понравилось решение китайских специалистов. Тогда японский мастер взялся отреставрировал чашу с помощью золотистой смолы. Этот способ и есть техника кинцуги.



Японская техника восстановления керамики кинцуги


Оригинальный процесс кинцуги подразумевал использование специального лака уруши, полученный из сока китайского лакового дерева. Заключительный слой уруши покрывался золотым порошком и затем полировался. Сбор сока и обработка изделия довольно опасны из-за своей токсичности. Как только раствор засыхает и укрепляется, токсины исчезают. Изделие становится абсолютно безопасным. Отремонтированной посудой можно пользоваться.

В технике кинцуги работает российский мастер Константин Корка. Все началось точно как в легенде: у Константина разбился его любимый чахай — маленький кувшинчик, в которой переливают чай во время церемонии.

 



Константин делится своим опытом:
Процесс починки разбитого изделия очень долгий и многоступенчатый: на один предмет уходит пять-шесть недель. Осколки склеивают при помощи смеси лака с пшеничной мукой, размятым вареным рисом или специальной глиной, этой же массой заполняют сколы. Потом изделие сохнет в теплой и влажной атмосфере, а после на швы наносят слои лака — их может быть очень много, так легче добиться гладкости. Финальный этап — засыпка золотой или серебряной пудрой. Это не технологический, а скорее эстетический аспект: кинцуги — не только техника, но и часть философии, которая основана на том, что изъяны не делают предмет хуже, они становятся частью его истории и подчеркивают уникальность. 

 

Техника кинцуги покорила мир. Не смотря на сложность, длительность процесса, высокую цену изделий -   некоторые мастера искусственно состаривают и восстанавливаю совершенно новые предметы. 

 

Как коронавирус повлиял на Клуб Мастеров.

Как коронавирус повлиял на Клуб Мастеров.

27 Авг. 2020

Последние полгода показали, что можно учиться, работать, посещать классные мероприятия не выходя из дома. Лето немного расслабило эту позицию, но мир уже не будет прежним и мы тоже.   Керамика по-прежнему остаётся ...

Отзывы

Что бы оставить отзыв нужно авторизоваться


10 Марта 2019 года, 23:09

апывапа паывпывап

7 Апреля 2019 года, 15:15

Жека Гордейапывапа паывпывап

3124