В удивительной Японии есть традиция восстанавливать керамические изделия кинцуги (kintsugi ). Разбившееся изделие мастер кинцуги собирает по крупицам и восстанавливается с помощью золотого лака. Это кропотливое и очень японское искусство.
Техники кинцуги - это даже не искусство, а скорее японская философия. С помощью кинцуги мастер не просто восстанавливает керамического изделия. Покрытие лаком изменяет эстетику расколотого предмета, трансформирует, включает изъяны в художественную концепцию. Суть кинцуги не скрыть повреждения, а напротив, использовать их как центральный элемент преображения.
Поврежденный предмет после ремонта выглядит и воспринимается совершенно иначе. После реставрации изделие ценится значительно дороже чем оно стоило в первозданном виде. Такова особенность японского эстетического восприятия. Дефекты, связанные со старением, и недостатки в целом не рассматриваются как изъяны, напротив, они подчеркивают уникальность и ценность предмета.
Такое отношение к предметам повседневной жизни происходит из основ японской эстетики. Совокупность представлений о канонах красоты в японском искусстве: набор древних идеалов, которые включают в себя понятия ваби (преходящую и суровую красоту), саби (красоту естественной патины и увядания) и югэн (глубокую таинственность и утонченность).
Рассказывают легенду о том, как появилось техника кинцуги. В 15 веке жил такой сёгун по имени Асикага Ёсимаса. Однажды Асикага разбил свою любимую китайскую чашку. Чтобы починить её, он отправил обломки в Китай. Получив чашку обратно, сёгун заметил, что ремонт сделан с помощью золотых скреп. Сегуну не понравилось решение китайских специалистов. Тогда японский мастер взялся отреставрировал чашу с помощью золотистой смолы. Этот способ и есть техника кинцуги.
Оригинальный процесс кинцуги подразумевал использование специального лака уруши, полученный из сока китайского лакового дерева. Заключительный слой уруши покрывался золотым порошком и затем полировался. Сбор сока и обработка изделия довольно опасны из-за своей токсичности. Как только раствор засыхает и укрепляется, токсины исчезают. Изделие становится абсолютно безопасным. Отремонтированной посудой можно пользоваться.
В технике кинцуги работает российский мастер Константин Корка. Все началось точно как в легенде: у Константина разбился его любимый чахай — маленький кувшинчик, в которой переливают чай во время церемонии.
Константин делится своим опытом:
Процесс починки разбитого изделия очень долгий и многоступенчатый: на один предмет уходит пять-шесть недель. Осколки склеивают при помощи смеси лака с пшеничной мукой, размятым вареным рисом или специальной глиной, этой же массой заполняют сколы. Потом изделие сохнет в теплой и влажной атмосфере, а после на швы наносят слои лака — их может быть очень много, так легче добиться гладкости. Финальный этап — засыпка золотой или серебряной пудрой. Это не технологический, а скорее эстетический аспект: кинцуги — не только техника, но и часть философии, которая основана на том, что изъяны не делают предмет хуже, они становятся частью его истории и подчеркивают уникальность.
Техника кинцуги покорила мир. Не смотря на сложность, длительность процесса, высокую цену изделий - некоторые мастера искусственно состаривают и восстанавливаю совершенно новые предметы.
Что бы оставить отзыв нужно авторизоваться
Войтиапывапа паывпывап
3124