25 Ноя. 2016

Мастер по изготовлению волынок: «Когда впервые взял в руки дуду – ощутил нечто из глубины веков»

Белорус Александр Сурба – мастер по реставрации и изготовлению  музыкальных инструментов, а точнее волынок,  с детства любил делать  кожаные браслеты,  сумки, деревянные поделки, а потом стал экспериментировать  с музыкальными инструментами.  Сегодня  мужчина не только реставрирует  и изготавливает инструменты, но и готовит  к защите  диссертацию о дудах  Беларуси и Восточной Европы.

 

Клуб Мастеров побывал в музее музыкальных инструментов и мастерской Александра и узнал, почему для изготовления волынки  нужна древесина, побитая бурей,  когда дуда начинает «капризничать» и какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы создать этот древний  музыкальный инструмент.

– Сначала это было хобби, но я хотел развиваться дальше и  нашел учителя. Алесь Владимирович Лось  занимался разными инструментами, в том числе и дудами (волынками. – Прим. ред.) Он согласился обучить меня своему ремеслу. Я ездил к нему за город, помогал по хозяйству, колол дрова,  убирался в мастерской. Естественный путь для ученика. А потом стал работать самостоятельно, – вспоминает мастер и приглашает нас в научно-творческую лабораторию  белорусских и народных музыкальных инструментов  БГУКИ.

Здесь на полках  лежат  флейты, цимбалы, скрипки, волынки, дуды и даже можно заметить причудливый  барабан из тыквы.  Одна из стен полностью увешана дудами.

 

– Большинство из них (волынок и дуд) сделал я. Все  они играющие. У нас тут и немецкая волынка(дудльзак),  и шведская (сакпипа), и  болгарская (гайда), и литовская (дудмайшис). В самом низу французская (корнамуз), а чуть левее эстонский (торупил), – перечисляет Александр. – Также здесь есть белорусские  дуды, сделанные по репликам  фотографий, так как сами  инструменты были  утеряны.

 

Волынки, что висят на стене,  можно трогать, снимать и играть на них или это музейные экспонаты?

 

– Когда в наш музей на экскурсию приходят дети, то я их снимаю и даю им «на растерзание». (смеется) Если вдруг уронят, то ничего страшного, волынка достаточно надежный инструмент, это же не скрипка. Если долго не играть на волынке, то она начинает «капризничать».  Влажность внутри инструмента  должна быть одинаковой. От дыхания  она повышается, а когда  инструмент лежит без дела, то понижается. Могут измениться физические параметры древесины. Поэтому на всех волынках мира, в том числе и на белорусской дуде нужно играть постоянно. Хотя бы раз в несколько дней.

Чем вас так привлекла волынка? Ведь вы могли бы изготавливать  современные популярные инструменты. Например, гитары.

 

–   Волынка –  это забытая тайна. Этот инструмент связан с мистикой, сакральным,  мифическим. Когда впервые взял в руки дуду и поиграл на ней, то испытал  странный трепет.  Потом уже вычитал у этнографов, что такое же чувство испытывали люди и в 19 веке, когда играли на дуде.  Пугающее и одновременно чарующее. Я как будто ощутил  нечто из глубины веков. И мне захотелось приблизиться к этому.

 

Какие еще инструменты кроме волынки вы умеете делать?

 

– Однажды вместе с Алесем Чумаковым из группы «Стары Ольса»  мастерил струнные гусли. Я тогда был еще студентом, а он мне показал основные принципы.

Еще как-то сделал смычковую лиру, а потом гудок  - это тоже старинный струнный инструмент. Флейты делал пару раз, но для меня высший пилотаж – создать хорошую дуду. Это самый сложный духовой народный инструмент. Последние семь лет  делаю акцент на белорусских и немецких волынках.

 

По словам Александра Сурбы у него несколько образований,   а одно  из них инженерное.  Для  создания инструментов оно  оказалось полезным.

 

–  Но одного инженерного образования недостаточно, чтобы  делать музыкальные инструменты.

 

А что еще необходимо? – спрашиваем.

 

– Нужно  обладать  терпением,  чувством ритма, гармонии и композиции,  владеть столярным мастерством, иметь музыкальный слух. Должен быть интерес к прошлому, мифу. Всего по чуть-чуть. Человек, который создает инструменты, обладает всеми этими качествами

Сколько нужно времени, чтобы сделать волынку?

 

– Я преподаю на кафедре духовой музыки  основы реставрации и изготовления  музыкальных  инструментов. Работы много, а свободного времени, чтобы  заниматься  инструментами, –  мало.  Еще это процесс творческий. Нужно ловить настроение. Обычно  на создание волынки у меня уходит  месяц. Можно и быстрее, но это будет уже мануфактура. А мануфактуру  делать не хочется. Есть мастера, которые делают музыкальные инструменты на заказ ради прибыли.  Но для меня это не просто столярное дело.

Где в 21 веке найти материалы  для такого необычного инструмента?

 

–  Считается, что для изготовления волынок необходима древесина побитая бурей. Например, подойдет дерево, в которое попала молния. Почему так? Я не знаю.  Но скорее всего это связано с духовной сакральной глубиной инструмента, глубоко  связанного с природным началом.  В этом году   была большая буря, много деревьев повалила,и  я заготовил много древесины. Далее нужно эту древесину высушить в естественных условиях. Нельзя  использовать  искусственную сушилку. Для музыкального инструмента это недопустимо. Начиная от того, что меняется структура древесины, заканчивая тем, что это техногенное воздействие на материал.

 

А какую кожу используете?

 

–  С кожей еще сложнее. В 21 веке сложно заниматься выделкой кожи, тем более в городских условиях. Поэтому я приобретаюее уже готовую. Затем идет процесс раскройки и  шитья кожаного мешка. Шью все сам  вручную без машинки. Она не даст такого плотного стежка. Все это длительно, но  в этом есть  момент медитации. Мешки бывают  цельноснятые (с козленка или овцы) и сшитые. Но это все тонкости,  в которые погружается мастер. В этом деле нужно быть еще и историком, и исследователем, и в музеях информацию поискать.

Вы сотрудничаете с мастерами из других стран?

 

– Один инструмент я подарил Этнологическому  музею Берлина.Также общаюсь с мастерами из Беларуси и России.Из белорусских мастеров отмечу Алеся Лося (моего учителя) и Тодара Кашкуревича.  Российский  коллега и друг Александр Анистратов,  занимается испанскими волынками (гайтами ) и ирландскими (улианпайпами). С другими мастерами тоже стараюсь контактировать. На фестивалях периодически пересекаюсь с немцами и поляками. Обсуждаем с ними технологические моменты.

 

Мы покидаем экспозицию музея и отправляемся в мастерскую Александра, где рождаются эти экзотические инструменты, отсылающие нас в  прошлое. В углу стоит токарный  станок. На столе аккуратно разложены инструменты для работы с деревом. За дверью ждут своего часа заготовки древесины, а на стенах висят изображения волынок и репродукции картин. Мастер берет в руки дудльзак (немецкую волынку), но перед тем, как сыграть на нем, закладывает в уши вату. Через минуту помещение насквозь пронзает магический звук.

– Здесь я работаю и наслаждаюсь прошлым, – проводит  для нас экскурсию Александр.  – Вот макет для раскройки мешка, вот нитки, здесь все шьётся. А в этой емкости  я плавлю олово.

А для чего нужно олово?

 

– Дуды инкрустированы  оловом. Часто спрашивают, как  в них вставили металл. А его туда не вставляют, а вливают. Это традиционная техника, которая используетсяне только в белорусских  волынках, но также и в  болгарских, македонских, чешских, словацких, польских. Только рисунок может отличаться. Олово плавится при температуре  270-280 градусов. Поэтому и в старой турке можно его расплавить. Гораздо сложнееэто все потом зашлифовывать вместе с древесиной. Так как олово забивает шлифовальный материал.

 

 

Когда волынка готова, как за ней  нужно ухаживать, кроме того, что нужно периодически на ней играть?

 

– Деревянные детали  волынки нужно покрывать пищевым льняным маслом. Это придает дереву гидрофобные свойства.В художественное льняное  масло добавляют сиккативы(химию), чтобы оно быстрее сохло. Поэтому  я  его не использую. Чтобы инструмент напитался нужно провести 10-15 таких  сеансов. Все зависит от толщины древесины. Клен  быстрее впитывает,  а этот инструмент из груши, она впитывает масло  медленно. Сама по себе очень плотная. Повторять процедуру нужно раз в месяц, – рассказывает Александр и  проводит кисточкой по волынке.  – Есть технологии полного погружения в масляную ванну, но у меня такой возможности  нет. Лаком дерево покрывать нельзя,оно от влажности расширяется или сужается, любой лак просто потрескается.

 

На ваш взгляд, какое значение волынка имеет в современном  мире?

 

– В 21 веке суть волынки не  в том, что это просто инструмент, позволяющий исполнять  музыку.  А в том, что это способ погрузиться в прошлое. И дударями становятся, как правило, уже необычные  люди, которые что-то ищут, но не могут найти в гитаре или в других  инструментах. Я бы сказал, что это романтики в глубине души, которых интересует прошлое, мифы и мироустройство.

Людмила Волкова

Новогодние корпоративы с Клубом Мастеров

Новогодние корпоративы с Клубом Мастеров

17 Дек. 2024

Сезон новогодних корпоративов в самом разгаре! Задумываетесь, где провести новогодний корпоратив в Минске? Что подарить близким на Новый год? В этой статье мы собрали разные форматы праздника для вашей компании в Клубе ...

Отзывы

Что бы оставить отзыв нужно авторизоваться