9 Фев. 2017

“Хотели найти занятие, которое приносило бы и радость и деньги”

С утра в семейной мастерской  Бугаевых кипит работа: Саша  мастерит фурнитуру для украшений, а Лида  создает бусины. Девушка подносит кусок стекла, нанизанный на металлический пруток, к горелке и  медленно вращает  его. «Когда я  только училась делать украшения, иногда было страшно, даже руки тряслись, а потом привыкла»,  –   вспоминает Лида и отправляет  еще горячую  заготовку  в печь на обжиг.

 

Клуб Мастеров понаблюдал, как  из  обычного стекла рождаются миниатюрные галактики, и поговорил с основателями мастерской – Лидой и Сашей – о мечтах, планах и развитии собственного дела в Беларуси.

Бугаевы

 

Откуда у вас возникла любовь к созданию  украшений из стекла?

 

Лида: В лихие 90-ые мой папа делал брошки. Брал кусочки цветного стекла, плавил их и продавал изделия. В детстве я любила их рассматривать, в каждой такой брошке была целая вселенная. По образованию я архитектор. На последних курсах университета поработала в этой сфере и расстроилась, потому что  большинство людей не любили свою работу. И мне захотелось найти дело, которое приносило бы  и радость и прибыль, если повезет (смеется). Так я решила попробовать себя в изготовлении украшений из стекла. Папа добавил денег к  моей первой  зарплате, и мы купили печь. Сегодня нашей мастерской  уже 6 лет.

 

А в какой момент к делу подключился Саша?

 

Лида: Саша у  нас инженер-технолог по обработке металлов. Он 5 лет проработал на заводе. И пока работал, потихоньку стал создавать украшения вместе со мной. Раньше мы делали только  стеклянную часть изделий, а фурнитуру покупали. Но потом решили мастерить ее  сами, чтобы изделие было на 100%  качественным до конца. И мы были уверены в каждом элементе.

 

Саша: Для изготовления фурнитуры  я использую титан или мельхиор. В основном пока делаю кольца, пробую освоить швензы. Благодаря моему образованию у  меня есть хорошая теоретическая база, поэтому технические моменты в изготовлении я осваиваю быстро. Для нас эта мастерская не хобби, а  основное дело, которым мы занимаемся.

Стекло Бугаевых

 

Не было ли страшно работать со стеклом и огнем, особенно девушке?

 

Лида: Вначале у меня иногда стекло разрывалось прямо в огне. Когда было мало опыта работы с ним. Стекло нужно чувствовать, у него есть свой характер. А однажды я отравилась угарным газом. Забыла включить вытяжку над рабочим столом. Это тоже было очень страшно. Также у нас есть специальные очки для работы с огнем, чтобы не болели глаза, и не было ожога роговицы глаза.

 

Саша: Существует  техника безопасности. Первое время кажется, что это все не важно, но на самом деле ее нужно соблюдать. Когда один раз что-то произойдет, начинаешь прилежнее ее соблюдать. Со временем травмы становятся редкостью.

Мастерская  Бугаевых

 

Сколько времени  необходимо, чтобы сделать, например, серьги? И сколько они стоят?

 

Саша:  Сам процесс рождения изделия долгий. Необходимо сделать множество набросков, а затем пробных вариантов, чтобы в итоге получилось  что-то стоящее.

 

Лида: Если  бусины для сережек сначала делают в пламени огня, например, то затем их кладут в печь и там происходит отжиг. Достать эту бусину можно только на следующий день. А создание некоторых изделий в технике фьюзинг может занимать и три дня. Иногда  какие-то части запекают по очереди. И тогда  весь процесс занимает еще больше времени.

 

Саша:  Стоимость украшений от 22  до  35 рублей. Мы стараемся, чтобы цена была доступной.

 

Где покупаете материалы?

 

Саша: Стекло в трубочках для лэмпворка – итальянское. А плоское стекло для фьюзинга – американское. Все материалы  мы обычно покупаем  во время посещений выставок в Санкт-Петербурге или Москве.

 

В семейной мастерской Бугаевых делают только украшения или что-то еще?

 

Лида: В основном  мы создаем украшения. А год назад решили начать делать интерьерные тарелки. Правильно мы выбрали направление или нет? Покажет время.

Мастерская  Бугаевых

Стекло  Бугаевых

 

Кто чаще всего покупает ваши изделия?

 

Лида: Все наши клиенты – это  люди со вкусом. Конечно, большинство  из них девушки. Иногда покупают и мужчины, но обычнов подарок женщинам.

 

Саша: У нас не миллионы клиентов. Мы не стремимся сделать украшений на весь мир.

 

Лида: Мы пробовали разные пути развития за те 6 лет, что работаем. Сначала пытались сделать массовое производство:  делали много украшений по низкой цене. Но я очень быстро от этого устала. Это работа на износ. Когда ты достиг  определённого уровня профессионализма, то не можешь делать работу быстрее,  а только с определенной скоростью.

 

Саша: Можно  было нанять работников, чтобы выполняли  простые операции, но мы бы ушли от того, к чему мы сейчас стремимся: к авторским изделиям, сделанным с душой.  И мы отказались от массового производства.

 

Лида: Сейчас наши украшения стали сложнее, чем были раньше. Время их изготовления увеличилось раза в три. И они великолепны. Когда мы достаем их из печи или из огня, то каждое уникально. На выставках иногда люди  удивляются,  искреннее радуются и не представляют, как нам удалось их  сделать.

Украшения из стекла Бугаевы

 

В каких выставках участвуете? И где лучше всего продаются ваши изделия?

 

Лида: Мы отдаем украшения в магазины и галереи, где продают авторские работы. Например, в галерею “Ў” или в Mushishop. Через интернет сейчас ремесленникам ничего продавать нельзя, можно только показывать свои работы, поэтому если кому-то что-то понравилось,  я приглашаю людей  на выставку, чтобы там они могли приобрести  изделия. Обычно мы участвуем в  выставке-ярмарке «Млын» и CentralFashionMarket.

 

Саша:  На выставках хорошо товары  продаются у тех, кто умеет общаться с людьми. А что если ты интроверт? Мои  знакомые тоже были ремесленниками, но оформились как ИП, чтобы продавать свои изделия через интернет именно по этой причине:  им не нравилось много общаться с людьми.

Мастерская  Бугаевых

Посещаете ли мастер-классы, чтобы совершенствовать мастерство?

 

Лида: Один из первых моих мастер-классов был в Тольятти в России. Там я научилась делать изделия в  пламени огня (в технике лэмпворк). А технику фьюзинг, когда стекло запекают в печи, мы изучили самостоятельно. У именитых мастеров очень дорогие мастер-классы. Для того чтобы к ним попасть, нужно многоденег. Я выбрала такой путь:  лучше купить оборудование и материалы и потихонечку развиваться самостоятельно.

 

Саша: Еще мне кажется, что если ты научишься делать что-то на мастер-классе, то потом будешь делать чужие репродукции. А развиваясь самостоятельно, больше шансов, что сделаешь что-то своё, уникальное.

 

Много мастерских в Беларуси, где  также делают украшения из стекла?

 

Лида: Не очень много. Человек 6 только. Я видела, как люди начинали этим заниматься и бросали. Потому что это, видимо,  не очень просто.

 

Сложно  было найти помещение для мастерской?

 

Саша: Нет, не сложно.  Нас все пугали, что будут  пожарники  часто проверять. И будут другие трудности. Для нас было важно, чтобы помещение для мастерской было обеспечено электричеством. В Беларуси очень много  пустующих промышленных  помещений, которые  можно арендовать под мастерскую. А в кризис  еще и цены упали.

Мастерская  Бугаевых

 

Вы оба оставили работы со стабильной зарплатой и занялись своим делом. Что вы при этом чувствовали?

 

Лида: Что касается стабильности,  то ее нет. Бывают  моменты, когда дела идут хорошо, а бывают, когда не очень хорошо. Для того чтобы  все было нормально, лучше иметь финансовую подушку безопасности. Когда я уволилась с работы и начала работать  самостоятельно–было сложно. Ты привык, что каждый месяц в определенное время у тебя появляется определенное количество денег. Когда  есть свое дело, то этого не происходит. Приходит день и нужно платить аренду, например,  а денег нет. Первое время было чувство тревоги, пока не привыкла. Пока не поняла: получается у меня или не получается. Ремесленнику нужно придумать изделие, создать его, придумать, как егопродать, думать, как заработать денег на покупку материалов, на оплату всего. Ты сам себе и художник, и фотограф, и менеджер и продавец. Совместить все это непросто. Есть такое выражение, что успех не вечен. Чтобы он был постоянным, нужно много работать, что-то  делать новое и уникальное,  меняться, смотреть за тенденциями, модой,  разными стилями. Я не считаю, что мы очень успешные, но у нас получается, и мы можем пока этим жить и  творить. И я этому рада. Есть люди,  которым нравится наше творчество, и только благодаря таким людям существует то, что мы делаем.

 

Саша: Отсутствие стабильности является стимулом. Когда уходишь с работы, меняется мироощущение. Сначала тяжело. Многие  мои знакомые уходили  в свой бизнес, а потом снова возвращались на стабильную работу. Нужно брать пример с тех, у кого получается. Нужно читать много книг.

 

Лида: Да, действительно. Нужно читать много книг. И, к сожалению, в школе и в университете не дают знаний, которые помогут в жизни и в своем деле.

Мастерская  Бугаевых

Мастерская  Бугаевых

 

Как планируете развивать мастерскую  в ближайшее время?

 

Саша: Хочу развивать направление, связанное  с металлом и  делать свою фурнитуру для украшений.

 

Лида: Думаю, будем продолжать делать тарелки.  И, конечно же, будем делать наши украшения еще прекрасней.

Бугаевы

 Людмила Волкова

 

 

 

 

 

Керамик шоу - “Битва гончаров” Минск

Керамик шоу - “Битва гончаров” Минск

23 Мар. 2020

14 марта в Художественной галерее «Университет культуры» завершилась уже третья по счету выставка керамики «Між рукамі і полымем: КераМІФiчнае», организованная ОО «Гильдия керамистов». Душевная, идейная, ...

Отзывы

Что бы оставить отзыв нужно авторизоваться