9 Фев. 2017

“Хотели найти занятие, которое приносило бы и радость и деньги”

С утра в семейной мастерской  Бугаевых кипит работа: Саша  мастерит фурнитуру для украшений, а Лида  создает бусины. Девушка подносит кусок стекла, нанизанный на металлический пруток, к горелке и  медленно вращает  его. «Когда я  только училась делать украшения, иногда было страшно, даже руки тряслись, а потом привыкла»,  –   вспоминает Лида и отправляет  еще горячую  заготовку  в печь на обжиг.

 

Клуб Мастеров понаблюдал, как  из  обычного стекла рождаются миниатюрные галактики, и поговорил с основателями мастерской – Лидой и Сашей – о мечтах, планах и развитии собственного дела в Беларуси.

Бугаевы

 

Откуда у вас возникла любовь к созданию  украшений из стекла?

 

Лида: В лихие 90-ые мой папа делал брошки. Брал кусочки цветного стекла, плавил их и продавал изделия. В детстве я любила их рассматривать, в каждой такой брошке была целая вселенная. По образованию я архитектор. На последних курсах университета поработала в этой сфере и расстроилась, потому что  большинство людей не любили свою работу. И мне захотелось найти дело, которое приносило бы  и радость и прибыль, если повезет (смеется). Так я решила попробовать себя в изготовлении украшений из стекла. Папа добавил денег к  моей первой  зарплате, и мы купили печь. Сегодня нашей мастерской  уже 6 лет.

 

А в какой момент к делу подключился Саша?

 

Лида: Саша у  нас инженер-технолог по обработке металлов. Он 5 лет проработал на заводе. И пока работал, потихоньку стал создавать украшения вместе со мной. Раньше мы делали только  стеклянную часть изделий, а фурнитуру покупали. Но потом решили мастерить ее  сами, чтобы изделие было на 100%  качественным до конца. И мы были уверены в каждом элементе.

 

Саша: Для изготовления фурнитуры  я использую титан или мельхиор. В основном пока делаю кольца, пробую освоить швензы. Благодаря моему образованию у  меня есть хорошая теоретическая база, поэтому технические моменты в изготовлении я осваиваю быстро. Для нас эта мастерская не хобби, а  основное дело, которым мы занимаемся.

Стекло Бугаевых

 

Не было ли страшно работать со стеклом и огнем, особенно девушке?

 

Лида: Вначале у меня иногда стекло разрывалось прямо в огне. Когда было мало опыта работы с ним. Стекло нужно чувствовать, у него есть свой характер. А однажды я отравилась угарным газом. Забыла включить вытяжку над рабочим столом. Это тоже было очень страшно. Также у нас есть специальные очки для работы с огнем, чтобы не болели глаза, и не было ожога роговицы глаза.

 

Саша: Существует  техника безопасности. Первое время кажется, что это все не важно, но на самом деле ее нужно соблюдать. Когда один раз что-то произойдет, начинаешь прилежнее ее соблюдать. Со временем травмы становятся редкостью.

Мастерская  Бугаевых

 

Сколько времени  необходимо, чтобы сделать, например, серьги? И сколько они стоят?

 

Саша:  Сам процесс рождения изделия долгий. Необходимо сделать множество набросков, а затем пробных вариантов, чтобы в итоге получилось  что-то стоящее.

 

Лида: Если  бусины для сережек сначала делают в пламени огня, например, то затем их кладут в печь и там происходит отжиг. Достать эту бусину можно только на следующий день. А создание некоторых изделий в технике фьюзинг может занимать и три дня. Иногда  какие-то части запекают по очереди. И тогда  весь процесс занимает еще больше времени.

 

Саша:  Стоимость украшений от 22  до  35 рублей. Мы стараемся, чтобы цена была доступной.

 

Где покупаете материалы?

 

Саша: Стекло в трубочках для лэмпворка – итальянское. А плоское стекло для фьюзинга – американское. Все материалы  мы обычно покупаем  во время посещений выставок в Санкт-Петербурге или Москве.

 

В семейной мастерской Бугаевых делают только украшения или что-то еще?

 

Лида: В основном  мы создаем украшения. А год назад решили начать делать интерьерные тарелки. Правильно мы выбрали направление или нет? Покажет время.

Мастерская  Бугаевых

Стекло  Бугаевых

 

Кто чаще всего покупает ваши изделия?

 

Лида: Все наши клиенты – это  люди со вкусом. Конечно, большинство  из них девушки. Иногда покупают и мужчины, но обычнов подарок женщинам.

 

Саша: У нас не миллионы клиентов. Мы не стремимся сделать украшений на весь мир.

 

Лида: Мы пробовали разные пути развития за те 6 лет, что работаем. Сначала пытались сделать массовое производство:  делали много украшений по низкой цене. Но я очень быстро от этого устала. Это работа на износ. Когда ты достиг  определённого уровня профессионализма, то не можешь делать работу быстрее,  а только с определенной скоростью.

 

Саша: Можно  было нанять работников, чтобы выполняли  простые операции, но мы бы ушли от того, к чему мы сейчас стремимся: к авторским изделиям, сделанным с душой.  И мы отказались от массового производства.

 

Лида: Сейчас наши украшения стали сложнее, чем были раньше. Время их изготовления увеличилось раза в три. И они великолепны. Когда мы достаем их из печи или из огня, то каждое уникально. На выставках иногда люди  удивляются,  искреннее радуются и не представляют, как нам удалось их  сделать.

Украшения из стекла Бугаевы

 

В каких выставках участвуете? И где лучше всего продаются ваши изделия?

 

Лида: Мы отдаем украшения в магазины и галереи, где продают авторские работы. Например, в галерею “Ў” или в Mushishop. Через интернет сейчас ремесленникам ничего продавать нельзя, можно только показывать свои работы, поэтому если кому-то что-то понравилось,  я приглашаю людей  на выставку, чтобы там они могли приобрести  изделия. Обычно мы участвуем в  выставке-ярмарке «Млын» и CentralFashionMarket.

 

Саша:  На выставках хорошо товары  продаются у тех, кто умеет общаться с людьми. А что если ты интроверт? Мои  знакомые тоже были ремесленниками, но оформились как ИП, чтобы продавать свои изделия через интернет именно по этой причине:  им не нравилось много общаться с людьми.

Мастерская  Бугаевых

Посещаете ли мастер-классы, чтобы совершенствовать мастерство?

 

Лида: Один из первых моих мастер-классов был в Тольятти в России. Там я научилась делать изделия в  пламени огня (в технике лэмпворк). А технику фьюзинг, когда стекло запекают в печи, мы изучили самостоятельно. У именитых мастеров очень дорогие мастер-классы. Для того чтобы к ним попасть, нужно многоденег. Я выбрала такой путь:  лучше купить оборудование и материалы и потихонечку развиваться самостоятельно.

 

Саша: Еще мне кажется, что если ты научишься делать что-то на мастер-классе, то потом будешь делать чужие репродукции. А развиваясь самостоятельно, больше шансов, что сделаешь что-то своё, уникальное.

 

Много мастерских в Беларуси, где  также делают украшения из стекла?

 

Лида: Не очень много. Человек 6 только. Я видела, как люди начинали этим заниматься и бросали. Потому что это, видимо,  не очень просто.

 

Сложно  было найти помещение для мастерской?

 

Саша: Нет, не сложно.  Нас все пугали, что будут  пожарники  часто проверять. И будут другие трудности. Для нас было важно, чтобы помещение для мастерской было обеспечено электричеством. В Беларуси очень много  пустующих промышленных  помещений, которые  можно арендовать под мастерскую. А в кризис  еще и цены упали.

Мастерская  Бугаевых

 

Вы оба оставили работы со стабильной зарплатой и занялись своим делом. Что вы при этом чувствовали?

 

Лида: Что касается стабильности,  то ее нет. Бывают  моменты, когда дела идут хорошо, а бывают, когда не очень хорошо. Для того чтобы  все было нормально, лучше иметь финансовую подушку безопасности. Когда я уволилась с работы и начала работать  самостоятельно–было сложно. Ты привык, что каждый месяц в определенное время у тебя появляется определенное количество денег. Когда  есть свое дело, то этого не происходит. Приходит день и нужно платить аренду, например,  а денег нет. Первое время было чувство тревоги, пока не привыкла. Пока не поняла: получается у меня или не получается. Ремесленнику нужно придумать изделие, создать его, придумать, как егопродать, думать, как заработать денег на покупку материалов, на оплату всего. Ты сам себе и художник, и фотограф, и менеджер и продавец. Совместить все это непросто. Есть такое выражение, что успех не вечен. Чтобы он был постоянным, нужно много работать, что-то  делать новое и уникальное,  меняться, смотреть за тенденциями, модой,  разными стилями. Я не считаю, что мы очень успешные, но у нас получается, и мы можем пока этим жить и  творить. И я этому рада. Есть люди,  которым нравится наше творчество, и только благодаря таким людям существует то, что мы делаем.

 

Саша: Отсутствие стабильности является стимулом. Когда уходишь с работы, меняется мироощущение. Сначала тяжело. Многие  мои знакомые уходили  в свой бизнес, а потом снова возвращались на стабильную работу. Нужно брать пример с тех, у кого получается. Нужно читать много книг.

 

Лида: Да, действительно. Нужно читать много книг. И, к сожалению, в школе и в университете не дают знаний, которые помогут в жизни и в своем деле.

Мастерская  Бугаевых

Мастерская  Бугаевых

 

Как планируете развивать мастерскую  в ближайшее время?

 

Саша: Хочу развивать направление, связанное  с металлом и  делать свою фурнитуру для украшений.

 

Лида: Думаю, будем продолжать делать тарелки.  И, конечно же, будем делать наши украшения еще прекрасней.

Бугаевы

 Людмила Волкова

 

 

 

 

 

Как коронавирус повлиял на Клуб Мастеров.

Как коронавирус повлиял на Клуб Мастеров.

27 Авг. 2020

Последние полгода показали, что можно учиться, работать, посещать классные мероприятия не выходя из дома. Лето немного расслабило эту позицию, но мир уже не будет прежним и мы тоже.   Керамика по-прежнему остаётся ...

Отзывы

Что бы оставить отзыв нужно авторизоваться