С утра в семейной мастерской Бугаевых кипит работа: Саша мастерит фурнитуру для украшений, а Лида создает бусины. Девушка подносит кусок стекла, нанизанный на металлический пруток, к горелке и медленно вращает его. «Когда я только училась делать украшения, иногда было страшно, даже руки тряслись, а потом привыкла», – вспоминает Лида и отправляет еще горячую заготовку в печь на обжиг.
Клуб Мастеров понаблюдал, как из обычного стекла рождаются миниатюрные галактики, и поговорил с основателями мастерской – Лидой и Сашей – о мечтах, планах и развитии собственного дела в Беларуси.
Откуда у вас возникла любовь к созданию украшений из стекла?
Лида: В лихие 90-ые мой папа делал брошки. Брал кусочки цветного стекла, плавил их и продавал изделия. В детстве я любила их рассматривать, в каждой такой брошке была целая вселенная. По образованию я архитектор. На последних курсах университета поработала в этой сфере и расстроилась, потому что большинство людей не любили свою работу. И мне захотелось найти дело, которое приносило бы и радость и прибыль, если повезет (смеется). Так я решила попробовать себя в изготовлении украшений из стекла. Папа добавил денег к моей первой зарплате, и мы купили печь. Сегодня нашей мастерской уже 6 лет.
А в какой момент к делу подключился Саша?
Лида: Саша у нас инженер-технолог по обработке металлов. Он 5 лет проработал на заводе. И пока работал, потихоньку стал создавать украшения вместе со мной. Раньше мы делали только стеклянную часть изделий, а фурнитуру покупали. Но потом решили мастерить ее сами, чтобы изделие было на 100% качественным до конца. И мы были уверены в каждом элементе.
Саша: Для изготовления фурнитуры я использую титан или мельхиор. В основном пока делаю кольца, пробую освоить швензы. Благодаря моему образованию у меня есть хорошая теоретическая база, поэтому технические моменты в изготовлении я осваиваю быстро. Для нас эта мастерская не хобби, а основное дело, которым мы занимаемся.
Не было ли страшно работать со стеклом и огнем, особенно девушке?
Лида: Вначале у меня иногда стекло разрывалось прямо в огне. Когда было мало опыта работы с ним. Стекло нужно чувствовать, у него есть свой характер. А однажды я отравилась угарным газом. Забыла включить вытяжку над рабочим столом. Это тоже было очень страшно. Также у нас есть специальные очки для работы с огнем, чтобы не болели глаза, и не было ожога роговицы глаза.
Саша: Существует техника безопасности. Первое время кажется, что это все не важно, но на самом деле ее нужно соблюдать. Когда один раз что-то произойдет, начинаешь прилежнее ее соблюдать. Со временем травмы становятся редкостью.
Сколько времени необходимо, чтобы сделать, например, серьги? И сколько они стоят?
Саша: Сам процесс рождения изделия долгий. Необходимо сделать множество набросков, а затем пробных вариантов, чтобы в итоге получилось что-то стоящее.
Лида: Если бусины для сережек сначала делают в пламени огня, например, то затем их кладут в печь и там происходит отжиг. Достать эту бусину можно только на следующий день. А создание некоторых изделий в технике фьюзинг может занимать и три дня. Иногда какие-то части запекают по очереди. И тогда весь процесс занимает еще больше времени.
Саша: Стоимость украшений от 22 до 35 рублей. Мы стараемся, чтобы цена была доступной.
Где покупаете материалы?
Саша: Стекло в трубочках для лэмпворка – итальянское. А плоское стекло для фьюзинга – американское. Все материалы мы обычно покупаем во время посещений выставок в Санкт-Петербурге или Москве.
В семейной мастерской Бугаевых делают только украшения или что-то еще?
Лида: В основном мы создаем украшения. А год назад решили начать делать интерьерные тарелки. Правильно мы выбрали направление или нет? Покажет время.
Кто чаще всего покупает ваши изделия?
Лида: Все наши клиенты – это люди со вкусом. Конечно, большинство из них девушки. Иногда покупают и мужчины, но обычнов подарок женщинам.
Саша: У нас не миллионы клиентов. Мы не стремимся сделать украшений на весь мир.
Лида: Мы пробовали разные пути развития за те 6 лет, что работаем. Сначала пытались сделать массовое производство: делали много украшений по низкой цене. Но я очень быстро от этого устала. Это работа на износ. Когда ты достиг определённого уровня профессионализма, то не можешь делать работу быстрее, а только с определенной скоростью.
Саша: Можно было нанять работников, чтобы выполняли простые операции, но мы бы ушли от того, к чему мы сейчас стремимся: к авторским изделиям, сделанным с душой. И мы отказались от массового производства.
Лида: Сейчас наши украшения стали сложнее, чем были раньше. Время их изготовления увеличилось раза в три. И они великолепны. Когда мы достаем их из печи или из огня, то каждое уникально. На выставках иногда люди удивляются, искреннее радуются и не представляют, как нам удалось их сделать.
В каких выставках участвуете? И где лучше всего продаются ваши изделия?
Лида: Мы отдаем украшения в магазины и галереи, где продают авторские работы. Например, в галерею “Ў” или в Mushishop. Через интернет сейчас ремесленникам ничего продавать нельзя, можно только показывать свои работы, поэтому если кому-то что-то понравилось, я приглашаю людей на выставку, чтобы там они могли приобрести изделия. Обычно мы участвуем в выставке-ярмарке «Млын» и CentralFashionMarket.
Саша: На выставках хорошо товары продаются у тех, кто умеет общаться с людьми. А что если ты интроверт? Мои знакомые тоже были ремесленниками, но оформились как ИП, чтобы продавать свои изделия через интернет именно по этой причине: им не нравилось много общаться с людьми.
Посещаете ли мастер-классы, чтобы совершенствовать мастерство?
Лида: Один из первых моих мастер-классов был в Тольятти в России. Там я научилась делать изделия в пламени огня (в технике лэмпворк). А технику фьюзинг, когда стекло запекают в печи, мы изучили самостоятельно. У именитых мастеров очень дорогие мастер-классы. Для того чтобы к ним попасть, нужно многоденег. Я выбрала такой путь: лучше купить оборудование и материалы и потихонечку развиваться самостоятельно.
Саша: Еще мне кажется, что если ты научишься делать что-то на мастер-классе, то потом будешь делать чужие репродукции. А развиваясь самостоятельно, больше шансов, что сделаешь что-то своё, уникальное.
Много мастерских в Беларуси, где также делают украшения из стекла?
Лида: Не очень много. Человек 6 только. Я видела, как люди начинали этим заниматься и бросали. Потому что это, видимо, не очень просто.
Сложно было найти помещение для мастерской?
Саша: Нет, не сложно. Нас все пугали, что будут пожарники часто проверять. И будут другие трудности. Для нас было важно, чтобы помещение для мастерской было обеспечено электричеством. В Беларуси очень много пустующих промышленных помещений, которые можно арендовать под мастерскую. А в кризис еще и цены упали.
Вы оба оставили работы со стабильной зарплатой и занялись своим делом. Что вы при этом чувствовали?
Лида: Что касается стабильности, то ее нет. Бывают моменты, когда дела идут хорошо, а бывают, когда не очень хорошо. Для того чтобы все было нормально, лучше иметь финансовую подушку безопасности. Когда я уволилась с работы и начала работать самостоятельно–было сложно. Ты привык, что каждый месяц в определенное время у тебя появляется определенное количество денег. Когда есть свое дело, то этого не происходит. Приходит день и нужно платить аренду, например, а денег нет. Первое время было чувство тревоги, пока не привыкла. Пока не поняла: получается у меня или не получается. Ремесленнику нужно придумать изделие, создать его, придумать, как егопродать, думать, как заработать денег на покупку материалов, на оплату всего. Ты сам себе и художник, и фотограф, и менеджер и продавец. Совместить все это непросто. Есть такое выражение, что успех не вечен. Чтобы он был постоянным, нужно много работать, что-то делать новое и уникальное, меняться, смотреть за тенденциями, модой, разными стилями. Я не считаю, что мы очень успешные, но у нас получается, и мы можем пока этим жить и творить. И я этому рада. Есть люди, которым нравится наше творчество, и только благодаря таким людям существует то, что мы делаем.
Саша: Отсутствие стабильности является стимулом. Когда уходишь с работы, меняется мироощущение. Сначала тяжело. Многие мои знакомые уходили в свой бизнес, а потом снова возвращались на стабильную работу. Нужно брать пример с тех, у кого получается. Нужно читать много книг.
Лида: Да, действительно. Нужно читать много книг. И, к сожалению, в школе и в университете не дают знаний, которые помогут в жизни и в своем деле.
Как планируете развивать мастерскую в ближайшее время?
Саша: Хочу развивать направление, связанное с металлом и делать свою фурнитуру для украшений.
Лида: Думаю, будем продолжать делать тарелки. И, конечно же, будем делать наши украшения еще прекрасней.
Людмила Волкова
Что бы оставить отзыв нужно авторизоваться
Войти