29 Май 2017

«Работаю себе в удовольствие» - интервью с основательницей мастерской керамики Teklja

На полках аккуратно расставлены банки с краской, в шкафу стоят книги о белорусской вытинанке и японской керамике, а на столе лежат заготовки будущих изделий. С изящных тарелок на нас задумчиво смотрят птицы. «Клуб Мастеров» заглянул в гости в мастерскую Teklja и узнал у керамиста Ольги Романюк, как ей удается создавать уникальные изделия и почему она не променяет Беларусь ни на какую другую страну.

мастерская керамики

Ольга, расскажите, сколько лет существует мастерская Teklja? И почему она так называется?

 

– Около 10 лет. Мое увлечение керамикой началось с посещения кружка. Потом я училась в Академии искусств, и вот до сих пор керамика меня не отпускает (смеётся). Мне даже родители выделили второй этаж дома в деревне под мастерскую. Но так как я живу и работаю в Минске, стала искать помещение для занятий любимым делом в городе. Teklja – это мой художественный псевдоним. Это белорусское традиционное имя, сильное, энергетически наполненное. Считаю его утерянным. На территории Литвы еще можно его услышать, а в Беларуси очень редко. В студенческие годы я съездила с мамой в одну заброшуную деревню на Витебщине. Там почти все дома были пустыми. После этого мне вдруг захотелось сменить имя Оля на Текля (смеется). Решено было его сделать моим псевдонимом. Но друзья по университету до сих пор меня так называют – Текля.

 

Какие изделия из керамики вы создаёте?

 

– Началось все с плиток. Потом были кружки и тарелки. Еще делаю ручки для мебели, керамику для интерьера и украшения. Но с украшениями у меня история не пошла.

мастерская керамики

Расскажите, как вы работаете? Делаете изделия на заказ или они всегда есть в наличии?

 

– Работаю я одна. Сама себе художник. Создаю изделия из керамики и сама их расписываю. Это моя творческая отдушина. Работаю себе в удовольствие. Если чувствую, что устала, то приостанавливаюсь. Иногда участвую в выставках таких как «Млын». Мою деятельность я активно не продвигаю. Работаю в таком режиме, чтобы это оставалось любимым делом, а не переходило в серьезную работу. Мне комфортнее, когда человек выбирает уже из готового. В этом плане я капризный исполнитель. Когда идет работа на заказ, то появляются компромиссы, которые уводят меня совсем в другую сторону (смеется).

 

Кто чаще покупает ваши изделия?

 

– 50% покупателей туристы и 50% белорусы. У меня небольшой тираж и стоимость иногда бывает высокой. Иностранцам понятней, почему изделие стоит дорого. Хотя и белорусы часто покупают кружки и тарелки в подарок.

мастерская керамики

Вы сказали, цена бывает высокой. Сколько, например, стоит кружка и как формируется стоимость изделий?

 

– В 25 рублей вам обойдется чашка с блюдцем. В магазинах с наценкой будет еще дороже. Можно, конечно, приобрести в ЦУМе обычную кружку за 2 рубля, но ведь то, что делаю я – это ручная работа. И стоимость изделий формируется как раз таки не за счет материалов, хотя почти все они импортные, а скорее за счет потраченного времени и уникальности. Считаю, что то, что уникально, должно стоить дороже.Очень важно, на мой взгляд, услышать себя и понять, что ты хочешь сказать этому миру, а не делать миллионные копии одинаковых вещей.

 

А сколько нужно времени, чтобы сделать одну кружку?

 

– Довольно много, потому что изделие должно высохнуть. Его необходимо два раза обжечь, а обжиги длятся по 5-6 часов. Если нужна форма, то еще необходимо время на ее изготовление. Поэтому, чтобы сделать  кружку потребуется от 1 до 2 недель.

мастерская керамики

Где вы ищите вдохновение?

 

– Меня вдохновляет белорусская природа. Визуальный ряд. Пока иду на работу, наслаждаюсь погодой, смотрю по сторонам. И вдохновение само меня находит. Пока жду встречи с мастерской, у меня появляется желание сделать что-то новенькое. Еще меня вдохновляет белорусская культура. Это основа, из которой мы все  выросли. В мастерской у меня много рисунков. Их подарила мне одна пожилая женщина, которая прожила трудную жизнь. И все равно она находит время, чтобы рисовать себе в удовольствие. Ее рисунки меня тоже вдохновляют своей непосредственностью и чистотой.

мастерская керамики

Откуда образы, которые нарисованы на изделиях: мотыльки, девушка с косами?

 

– Все началось с того инсайта, когда я решила, что буду Теклей. Я считаю, что наши бабушки и прабабушки очень сильные, красивые и светлые, как деревья. Наша трагедия в разрыве традиций и поколений. Что-то утеряно и упущено, я это чувствую и думаю об этом. Пересматривала много фотографий, собирала информацию, а потом стала рисовать портреты девушки, повернутой спиной. Когда рисовала их, представляла себя, а вообще похожие причёски носила моя бабушка. А насекомые. Мне часто снились сны с мотыльками. А потом в студенчестве я однажды увидела их целый рой. Они кружились, летали, и мне захотелось их запечатлеть. Тогда я взяла альбом и стала рисовать. Потом я увлекалась птицами. Они стали смотреть на меня, а я на них и мне стало интересно (смеется). Все это мои впечатления, которые я несу.

мастерская керамики

Что в творчестве вам нравится больше всего?

 

– Детская возможность поиграть. Попробовать так и этак что-нибудь новенькое и изучить материал со всех сторон. В керамике много требований по технологии и зачастую сам процесс выглядит, как решение очень сложной математической задачи. И, казалось бы, где тут творчество? Но в керамике творчество в возможности выйти за рамки строгих требований и в самой идее, которая диктует воплощение.

мастерская керамики

Легко ли творческому человеку в Беларуси заниматься тем, что любишь и при этом зарабатывать? Сегодня для многих приоритет – деньги, а как сохранить душу?

 

– Каждый человек сам  расставляет приоритеты. Либо ты жертвуешь заработком, оставляя право заниматься тем, что нравится. Либо, наоборот, ты выбираешь деньги, но на любимое занятие времени и сил не остается. Я не отрицаю, что все это можно совмещать. Если у человека есть осознанная потребность в творчестве, то он найдет время и возможность им заниматься. А когда поймет, что для него это жизненная необходимость, то сделает себе мастерскую. Нужно защищать свое право делать что-то для себя, прежде всего перед самим собой.

мастерская керамики

Чем вы еще занимаетесь, кроме мастерской?

 

– Преподаю детям керамику три раза в неделю в центре творчества детей и молодежи. Мне очень нравится работать с детьми. Они хорошо отражают человека и все происходящее. Они полностью захватили все мое время и внимание. С детьми мне нравится работать больше, чем с взрослыми, так как дети в полной мере наслаждаются процессом, как игрой, ищут нестандартные решения, а взрослые слишком послушные ученики.

мастерская керамики

Кто вам нравится из зарубежныхкерамистов?

 

– Нравятся многие, но самые яркие впечатления от традиционной японской керамики. В Японии есть культ красоты и ее созерцания. Способность увидеть ее в природных формах. В керамике это особенно хорошо прочитывается.

 

Не появилось ли желание поехать в Японию?

 

– Нет, мне и здесь хорошо. Я чувствую в себе привязку к белорусской земле. Меня питает эта среда и наша природа, мне здесь хорошо, и я никуда не хочу уезжать.

 

Людмила Волкова

Как коронавирус повлиял на Клуб Мастеров.

Как коронавирус повлиял на Клуб Мастеров.

27 Авг. 2020

Последние полгода показали, что можно учиться, работать, посещать классные мероприятия не выходя из дома. Лето немного расслабило эту позицию, но мир уже не будет прежним и мы тоже.   Керамика по-прежнему остаётся ...

Отзывы

Что бы оставить отзыв нужно авторизоваться