В начале марта в Минске открылась школа столярного мастерства «Стамеска». Мы взяли интервью у основателя школы Дмитрия Бельского, поговорили об основных идеях школы, программах обучения, учениках и мастер-классах по изготовлению кахонов.
Дмитрий, расскажите о себе. Как появилась идея создания столярной школы «Стамеска»?
Я окончил профессионально-техническое училище по специальности «столяр-краснодеревщик». К сожалению, пользы от учебы было немного – теорию давали по учебникам пятидесятых годов, практики на тот момент в училище не было, станки мы видели только на картинках. А технологии уже шагнули далеко вперед. Многое приходилось изучать самостоятельно.
После окончания учебы я стал специализироваться в лакокрасочной отделке и занимался ей около 5-6 лет. Работал технологом по покраске в крупной российской компании «РусАвиаИнтер», занимался люксовой отделкой интерьеров самолетов и яхт для влиятельных людей. Потом вернулся в Беларусь и решил начать свое дело. Вспомнил, как во время учебы было трудно купить хороший классический столярный инструмент, начал изучать вопрос и выяснил, что и на тот момент ничего не поменялось – в Беларуси не было специализированных компаний, которые его продают. Через месяц я уже сформировал ассортимент, договорился с поставщиками и запустил магазин по продаже ручного столярного инструмента. Со временем в магазин начали приходить люди с вопросом «Где учиться?». Некоторые, покупая инструмент, не до конца понимали, как пользоваться им правильно.
Идея создать столярную школу в Минске витала в воздухе уже давно. На выставке в Москве в 2010 году, я познакомился с основателями компании «Рубанков». Они уже тогда организовали классическую столярную школу, в которой свободно передавали знания и делились опытом. Они стали для нас главным вдохновителем и примером.
Почему вы называетесь «Стамеска»?
Придумывая название, мы пошли следующим путем. Нужно было подобрать максимально простое название, чтобы, продиктовав его человеку по телефону, он смог его без ошибок написать на латинице, и чтобы оно было связано со столярным инструментом. Написали весь список инструментов русскими и латинскими буквами, посмотрели, что благозвучно. Узнали, какие домены были уже заняты и осталось только слово «Стамеска». В профессиональные студии по неймингу мы не обращались, справились сами.
Какие основные идеи у вашей школы?
Одна из основных идей школы – создать сообщество любителей и профессионалов, организовать площадку для общения и обмена опытом. Среди наших клиентов около 4500 профессионалов и хоббистов, которые занимаются ручным столярным трудом, но они между собой не знакомы. Мы планируем проводить мероприятия, чтобы объединять таких людей. Вторая идея - это возрождение столярного дела. С давних времен профессия столяр была ценна и уважаема. После начала индустриализация за 2-3 поколения мастера классического ручного столярного дела практически исчезли. Мебель стала массово изготовляться с помощью станков, а ремесло перестало передаваться по наследству. Но сейчас вновь возвращается интерес к столярному делу, и начинают цениться изделия, сделанные вручную.
Кто в команде школы?
Всего в команде школы пять человек: я, Ольга, Дмитрий, Андрей и Юрий Владимирович. Ольга занимается административными вопросами и рекламой, Юрий Владимирович – преподаватель курса «Классическое столярное дело», столяр с тридцатилетним стажем из них 12 лет преподает. Дмитрий, Андрей и я хорошо разбираемся в различных сферах столярного дела.
Кто учится в вашей школе?
Люди очень разные и по возрасту, и по мотивации. Они приходят обучаться столярному делу по разным причинам. Есть ученики, которые хотят освоить профессию столяр и заниматься своим делом, однако не рассматривают вариант обучение в ПТУ. Для других это просто хобби. Человек не хочет связывать с этим жизнь, а ему интересно вечером что-нибудь помастерить после работы, расслабиться. Например, среди наших учеников есть обеспеченные люди, которые не рассматривают столярное дело, как источник дохода, но им важно сделать сыну хорошую кровать своими руками.
Как строятся занятия в вашей школе?
Занятия состоят из двух частей – теория и практика. Теоретическая часть строиться на основе программы, составленной Республиканским институтом профессионального образования. Мы переработали программу, дополнив актуальными темами. Нами написан конспект курса базового столярного дела объемом около 80 страниц в качестве теории. Практическая часть осваивается на занятиях под руководством мастера. Каждое занятие 30 минут уделяется теории, дальше всё закрепляется на практике. Теория без практики, как и практика без теории не дадут хорошего результата.
Какие инструменты есть в классе?
Первый инструмент – верстак. Без него крайне сложно серьезно занимаетесь столярным делом. У нас в мастерской 9 верстаков из бука, оборудованных тисками. Ученикам мы предоставляем базовый набор инструментов. Это пилы – для продольного и поперечного реза, стамески различной ширины, рубанки. Имеется разметочный и измерительный инструмент – линейки, угольники, рейсмусы, малки, разметочные ножи. Из электроинструмента ученики используют дрель-шуруповерт. В идеале использовать классическую ручную дрель в виде коловорота, но у нас все-таки современное общество и многие от этого отказываются.
Из чего ваши ученики делают работы?
Заготовки сделаны из березы, но можем предоставить бук, сосну, ель, то есть то, что у нас растет. Черновые заготовки мы делаем с небольшим напуском по паре миллиметров с каждой стороны, чтобы человек сделал все операции и сам подогнал заготовку согласно чертежу.
Что изготавливают студенты?
Многие ученики хотят выбрать как можно более сложное изделие, но практика показывает, что не так-то просто получить желаемый результат, не имея уверенных навыков. Начинать с полочек, шкатулочек никто не хочет, все сразу хотят освоить сложные столярные соединения. В начале обучения для проверки уровня подготовки мы даем сделать соединение шип-паз. Если ученик впервые держит в руках инструмент, это возможность почувствовать, каково это вообще. Для первого потока курса мы предложили изготовить в качестве итогового проекта прикроватную тумбочку, полку-стеллаж для обуви и сервировочный поднос. Хотя студенты могут предложить свое изделие, главное, чтобы были соблюдены все этапы программы.
Какие программы обучения вы предлагаете?
У нас есть базовый курс «Классическое столярное дело», рассчитанный на 1 месяц обучения. В рамках курса преподаются основы основ столярного дела, на практике осваиваются все базовые столярные операции. Еще есть углубленный трехмесячный курс для учащихся хорошо владеющих теорией и определёнными навыками работы с деревом. Никаких «корочек» мы не даем, но после этого курса можно устроиться на работу столяром. Для желающих найти полезное хобби и нестандартно отдохнуть, разработана программа мини-курсов «Делаем вместе» по выходным дням, где можно за 3 часа сделать простые и практичные вещи, которые не требуют много усилий и столярных навыков. Периодически в столярной школе будут проходить мастер-классы различных тематик для обмена опытом между мастерами. Еще возможно, что к лету появится программа для детей.
Что с собой брать на занятия?
Инструмент, заготовки и лакокрасочное покрытие мы предоставляем, фартуки для работы есть. Если кто-то носит пиджак и белую рубашку, лучше взять с собой сменную одежду, чтобы не запачкаться.
Расскажите о дальнейших планах по развитию школы
Идей много, сразу все не реализуешь. Хотелось бы много с кем посотрудничать в столярной сфере. К нам часто приходят представители интересных ремесел. Например, недавно приехал парень из Жлобина, который серьезно занимается кахонами, делает их по технологии: с подструнником, с настройками. Почему бы не провести у нас мастер-класс по изготовлению кахона, к примеру, это весьма интересно. Мастеров, владеющих уникальными технологиями на самом деле много, и они готовы делиться своими знаниями. Мы хотим их организовать вокруг нашей школы, чтобы развивать столярное дело через разные направления. Мы всех рады видеть в столярной школе «Стамеска».
Маргарита Саллок
Что бы оставить отзыв нужно авторизоваться
Войти